|
независимые исследования российской экономики |
Найти |
![]() Союз "Либеральная Хартия"
|
- Только что Россия вошла в новую рецессию. Спад в российской экономике продолжается уже 6 месяцев (техническое определение рецессии – это спад на протяжении минимум 6 месяцев). Пик объема производства был достигнут в ноябре 2011 года, в декабре началось его сокращение. - Нашему обществу полезно провести общенациональную дискуссию о том, что же всё-таки произошло в 90-е годы. - На наших глазах произошел номенклатурный реванш советской бюрократии и спецслужб. Граждане нашей страны оказались жертвами бюрократически-номенклатурной версии экономических реформ. Да, это были рыночные реформы. Но они были направлены на то, чтобы у одного относительно небольшого слоя, группы граждан нашей страны – номенклатурной бюрократии, оставшейся от Советского Союза, сложились бы исключительно благоприятные условия в новой экономической и политической системе. - Самое главное для нашей страны – это не экономические реформы, а создание правопорядка, при котором каждый человек обладает равным объемом юридических прав и обязанностей. Независимо от того, какое место он занимает в политической и экономической системе, какой властью и какими финансовыми средствами он обладает. - Мне не представляется реалистичным сценарий, в соответствии с которым нам предстоят двенадцать, а то и больше лет жесткого авторитарного политического режима… - Выбор, который стоит перед нашим обществом, перед нашей страной – что для нашей страны является более важным, что является для наших граждан важным – личная безопасность, правовой порядок, независимые суды, защита человека, защита собственности, демократические институты. Либо же империя. Если империя – то в таком случае ни личной безопасности, ни правопорядка, ни демократии … - Традиционно ожидаемый сценарий – на восстановление более свободной страны, более свободного общества, более свободной политической системы – является весьма желаемым для очень многих людей. Но оснований для такого варианта развития событий не так много. Среди экспертов вероятность такого сценария расценивается как чрезвычайно низкая. - «Граждане, Отечество в опасности! Наши танки – на чужой земле». Мне кажется, это положение является верным как в 1968 году, когда Советский Союз проводил операцию против независимой Чехословакии, в 1978-1979 годах, когда соответствующие операции были начаты Советским Союзом против Афганистана, и в 2008 году, когда началась, но не закончилась агрессия России против Грузии. - Для того, чтобы понять, что произошло, и почему произошло, с моей точки зрения, крупнейшее политическое событие последнего десятилетия, а, возможно, и более длительного срока для нашей страны, – для этого необходимо было разобраться в том, как происходило событие, как к нему готовились, кто готовился, какие решения принимали, и к каким последствиям это привело. - Создание иной модели общественного устройства, иной модели государственного устройства в Грузии, в стране, которая имеет так много общего с Россией, представляет собой экзистенциональный вызов для нынешнего политического режима в России. - Сегодня коллаборационизм между двумя правительствами возможен лишь на условиях российского режима и для достижения его целей. Из европейской истории XX века мы знаем, что означает, когда ревизионистская держава задается отчетливой целью восстановить контроль над своими соседями, а другие державы предпочитают не защищать жертвы от агрессивных нападений, а, наоборот, предпочитают сотрудничать с агрессором. - Джозеф Байден в Мюнхене предложил, как известно, осуществить «перезагрузку» и начать отношения между Вашингтоном и Москвой с чистого листа. Это заявление, с моей точки зрения, перекликается с мюнхенскими решениями, принятыми семьдесят один год тому назад. - Я не посчитал для себя возможным в той или иной форме давать советы членам конгресса и выражал свои личные взгляды, базирующиеся на том, что я считаю наилучшим для интересов российского народа на пути к созданию демократического, открытого и процветающего общества. - Во второй половине прошлого года быстрая утрата валютных резервов была вызвана несвоевременной реакцией денежных властей на изменившуюся экономическую ситуацию. Спохватившись, власти поняли, что таким образом могут потерять все резервы, и начали быстро девальвировать рубль. Однако в январе ситуация стала более драматической. Газовая война нанесла новый, более мощный удар. - Тенденции агрессии, агрессии как внешней, так и внутренней, видимо, будут главными тенденциями наступившего 2009 года. - Споры между коммерческими субъектами решаются коммерческим образом. И тот факт, что комментируют эти вопросы премьер-министры и президенты, и они участвуют в решении этих вопросов, подчеркивает, что проблема носит не экономический и не коммерческий характер, а политический характер. - Степень предсказуемости поведения российских властей не только внутри страны, но и на международной арене, сейчас существенно снизилась. - Нынешний Кавказ – это действительно очень взрывоопасная ситуация, которая может привести к очень тяжелым последствиям. Та война, которая сейчас прошла, российско-грузинская война, это реальная геополитическая катастрофа. Потому что в течение как минимум двух с лишним столетий многие поколения российских людей и российских властей создавали и поддерживали очень хрупкий и очень неустойчивый геополитический баланс на Южном Кавказе, где основным партнером, основным союзником для России была Грузия. - Каким бы ни было существенным падение фондового рынка, оно не обязательно должно транслироваться в экономический кризис до тех пор, пока этому не «помогут» экономические власти. Вмешательство властей, помощь одним, «своим», и вычищение других – это означает повторение тех самых действий, которые российские власти осуществили в политическом секторе. Такая политика создает условия для рукотворной экономической катастрофы, которая может разразиться из-за ошибочной внешней политики по защите собственных сфер влияния, в том числе и военными методами. - Отвратительность решений наших властей заключается в том, что в отличие от американских средств, к которым могут получить доступ практически все участники рынка, в российской ситуации средства предоставлены узкому кругу банков, непосредственно ассоциируемому с представителями российской власти, и узкому кругу квазигосударственных корпораций типа Роснефти и Газпрома. - В авторитарной стране ни одно существенное решение не обсуждается ни со страной, ни с людьми, ни с представителями, какими бы странными они ни были, вроде тех, которые сейчас находятся в Государственной Думе. И не имеет значения – использование войск против Грузии, предоставление миллиардных кредитов Исландии или российским банкам. - Чем похожи все эти три кризиса: 1968-го, 1998-го и 2008-го? Два внешнеполитических кризиса и один внутриэкономический кризис похожи именно тем, что во всех этих трех случаях власть советская и российская власть применяла одно и то же средство – насилие. Насилие по отношению к собственному народу и насилие по отношению к чужим народам. - С экономической точки зрения оснований для большого экономического кризиса в ближайшее время нет. Если же обращать внимание на политическую составляющую, то в условиях абсолютной непредсказуемости и безответственности политических решений, принимаемых сегодня, прогнозировать что-либо на какую-либо длительную перспективу невозможно. - В соответствии с пятым принципом вооруженные силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. Если российские войска выйдут и останутся на территории Южной Осетии и Абхазии, и скажут, что мы оказались на линии, предшествующей началу боевых действий, то тогда это означает, что российские власти официально признают, что эти войска находились на территории Южной Осетии и Абхазии до начала боевых действий. Тогда наступление грузинских войск ночью 7 августа должно интерпретироваться как защита с их точки зрения, с грузинской точки зрения, территории страны. - Институциональная катастрофа, о предчувствии, прологе и начале которой уже приходилось говорить, происходит на наших глазах. - Своя ответственность есть у каждого – и у тех, кто ведет страну в тупик, и у тех, кто их защищает и дает советы. - Те, кто принимает решение о сотрудничестве с такой властью, должны отдавать себе отчет в том, что они укрепляют этот режим, делают его сильнее, умнее, хитрее, изворотливее, легитимнее в глазах общества, в глазах внешнего мира и в его собственных глазах. То есть не просто наносят сами себе моральный вред, но и причиняют материальный урон и ущерб своей собственной стране. - Нелегитимный характер «выборов» 2 декабря 2007 г. и 2 марта 2008 г. делает претензии их «победителей» на государственную власть в России незаконными. Это означает, что не только избранная «Государственная дума» с депутатами, не только избираемый «президент», но и все чиновники, назначаемые теперь этой Государственной думой и этим «президентом», являются теперь нелегитимными. - На вопрос, как будет работать связка «Медведев-президент — Путин-премьер», сегодня вряд ли можно дать однозначный ответ. В том числе и потому, что его не знают и сами участники этой игры. В течение последнего времени Путин пытался решить нетривиальную задачу сохранения и защиты своего наследства — монополизации и абсолютизации власти, концентрации финансовых, экономических, информационных ресурсов, перераспределения собственности в пользу «своих». - Мы говорим о философии и политике агрессии по отношению к российским людям, соседям России, другим странам в мире. Это не связано с одним конкретным человеком, это политика группы людей, организации, которая существовала в стране почти столетие. Их внутренняя философия осталась той же самой: они находятся выше закона, и правила, по которым судят других людей, не должны применяться по отношению к ним.
interview - видео - То, что сейчас происходит, говорит о том, что страна вступила в один из самых рискованных моментов своей истории, когда уничтожены практически все институты современного государства и нет какой-то опоры, которую можно было бы использовать в условиях кризисной ситуации.
Если не может об этом думать власть, надо, чтобы мы вместе думали об этом, чтобы мы не провалились в ту пропасть, в которую нас так настойчиво толкают. Это наша задача, и мы должны найти способы и инструменты для того, чтобы заниматься защитой самих себя, своих близких. - В сегодняшней России есть рыночная экономика, хотя и не совсем свободная. В ней есть и частная собственность, хотя и не вполне защищенная. Чего в России нет, так это правового порядка. Название общественному строю дает наименование социальной группы, обладающей властью. В сегодняшней России власть принадлежит не капиталистам. Нынешний российский строй не является капитализмом, даже «другим». - Пока нет исторических примеров завершения существования такого тоталитарного режима в результате ненасильственных действий. Из этого, конечно, не следует, что такого варианта не существует, но в настоящее время соответствующих примеров нет. - Ликвидация традиционных институтов организации государства и общества вызывает спрос на их заменители, роль которых исполняют угрозы террора, серьезность которой может быть подтверждена лишь реальными репрессиями – массовыми или избирательными. Логика эволюции деинституализирующегося режима неизбежно требует поиска и нахождения врагов – народа, партии, правителя. Разворачивающаяся в стране кампания против «врагов» действующего президента, следуя логике политического процесса, неизбежно потребует перехода от иррегулярного применения насилия против лиц, «наносящих режиму ущерб», к систематическому применению репрессий. - Одной из ключевых особенностей этого режима является практически полное разрушение институтов государства – цивилизованного современного государства и общества. И одной из самых первых радикальных жертв этой де-институциализации стал институт передачи власти – ликвидирована элементарная, минимальная предсказуемость, которая была. - Power of Siloviki has a profound effect on contemporary Russia’s Political and Economic Systems, State, Government, Foreign Policy, Society, Ideology. - Сильные лидеры появляются тогда, когда институты слабые. Но никакие сильные лидеры не в состоянии компенсировать то, что дает институциональная система. Развитые институты несравнимо сильнее самых мощных лидеров. Развитые институты – инструмент самосохранения общества и государства. Ликвидация системы защиты и самосохранения означает приглашение к катастрофе. - Качество экономической политики и состояние государственных и общественных институтов сегодня гораздо ниже, чем в 1999-2000 годах. А темпы экономического роста много ниже того, какими они могли бы быть даже при сохранении той не вполне совершенной, но все же демократической системы, какая была в стране в 1990-е годы. - Нет большего разрушителя, чем неуважение, недооценка человеческой жизни, пренебрежение ею, связанные не только и не столько непосредственно с военной организацией страны, сколько с политической системой, которая существует в стране. - Полгода назад речь шла о предчувствии катастрофы. Сегодня – о ее прологе. Страна находится в состоянии нового перелома. На съезде «Единой России» об этом откровенно заявил Владимир Путин: «Еще много опасностей и угроз подстерегают Россию, но решающий перелом, конечно же, наступил». Спорить с этим трудно. Можно только, прибегнув к медицинской терминологии, добавить: это открытый перелом. - Власть — непростой партнер. Человеку, ценящему свою свободу и свободу других, сотрудничать с ней трудно, но можно. Можно сотрудничать тогда, когда власть является демократической, уважающей жизнь человека, его достоинство, его права. Можно сотрудничать и с авторитарной властью — если она движется к демократии, навстречу людям, расширяя их права и свободы. С властью недемократической, движущейся к тирании, уничтожающей гражданские права и свободы, контракт заключать нельзя. - Оппозиция – это не партия фюрерского типа. Оппозиция – это не «вертикаль власти». Оппозиция – это не шайка бандитов с паханом во главе. Оппозиция – это зеркало российского общества. Разнообразного, сложного, живого. С разными политическими взглядами, представлениями, со спорами, дискуссиями. - Критерий общественного развития - расширение гражданских, экономических и политических свобод, обеспеченных правовым порядком. - Главной опасностью для любой страны является монополизация государственной власти. - Приход силовиков во власть, тех силовиков, кто обязан по своей профессиональной подготовке, по своим задачам защищать людей, обеспечивать укрепление государства, привел как раз к ослаблению государства, к повышению преступности, к увеличению количества погибающих граждан в нашей стране. - Нам необходимо различать несколько элементов, воздействующих на нынешнюю экономическую, общественную, политическую ситуацию в стране. Первое – это политика, проводимая властями, второе – это внешняя конъюнктура, третье - государственная система. - В чем основные черты силовой модели? Всю полноту государственной власти получили «силовики», причем не просто «силовики», а сотрудники спецслужб, члены корпорации сотрудников спецслужб (КСС). - 77% среди тысячи лиц, принимающих ключевые решения, заполнены людьми, которые относятся к спецслужбам. - Новая модель российского государственного устройства в основном создана. Это силовая модель. Основная ее черта – применение насилия, не ограниченное какими бы то ни было рамками: законом, традицией, моралью.
- Appropriation of executive power by the Corporation of secret police (CSP). - The year 2006 for Russia was an extraordinary one in a sense of destruction of all types and all elements of freedom. Whichever area we can look at—the political system, legal system, court system, civil society, rule of law, division of powers, freedom of expression, freedom of mass media, freedom of association—everywhere, in each area, we see tremendous backlash against the basic liberties of Russian people. - Проводимая ныне политика, приводящая к разрушению базовых институтов демократического общества и современного государства, уничтожает потенциал экономического роста на проценты и десятки процентов. Уничтожает миллиарды и десятки миллиардов долларов. - Главный результат года - ликвидация институтов современного российского государства, разгром современного государства корпоративистским. - Свобода и демократия – это не отвлеченные понятия. Это благосостояние, это развитие, это безопасность. А несвобода и авторитаризм – это нищета, отсталость и слабость. Уничтожение демократии, политической и экономической свободы – это уничтожение будущего нашей страны. - Самое главное, что нужно стране - это, чтобы все, кто в состоянии что-то делать, имели возможность это делать. - За три последних года многое изменилось в нашей стране. Радикальному пересмотру подверглись экономическая политика, политический режим, сущность самого российского государства, идеология и философия власти. Сейчас наступила очередь отношений России с внешним миром. - Поддержание разговора в стране, поддержание дискуссии по значимым темам российской внутренней и внешней политики, прежде всего, нужно нашим гражданам. - С моей точки зрения корпоративистское государство – это государство, в котором госаппарат, государство как машина, оказалось в собственности того, что я называю "корпорация". Связь между членами корпорации определяется отношениями лояльности друг к другу, верности, - своеобразный кодекс чести: не сдача своего, что бы ни происходило с тем человеком, какое бы преступление он ни совершил, в какой бы ситуации он не оказался. И в таком случае собственность на государство, или высшая власть, передается от одного члена корпорации другому в рамках самой корпорации. Выступление в Институте Катона, Вашингтон, 7 марта 2006 г. -Historical analogies are usually subjective, never perfect, but provide valuable historical perspective to look upon today’s situation and possible future developments. Аудио и видеозапись выступления доступны на сайте http://www.cato.ru/ • Другая страна «Коммерсантъ», 23 января 2006 г. - Сегодняшняя Россия – это не та страна, какой она была еще шесть лет назад. Страна была неустроенной, суматошной, обедневшей. Но она была свободной. Сегодня Россия стала другой. Более богатой. И несвободной. • Заявление об IPO госкомпаний23 декабря 2005 г. - Предложение об IPO акций госкомпаний, равно как и о дополнительной эмиссии таких акций, – это подготовка к похищению государственной собственности в особо крупных масштабах в предельно циничной форме. По сути дела это подготовка к очередному масштабному грабежу российского государства и в его лице всех российских граждан. |
|||
|