Блог Андрея Илларионова
горизонты промышленной
политики
ИРИСЭН
|
МАКРОЭКОНОМИКА
Грузия и Южная Осетия: финансовый аспект
Кто кого субсидирует? В каких размерах? И зачем?
Андрей Илларионов
президент Института экономического анализа, Москва,
старший научный сотрудник Института Катона, Вашингтон
В обсуждениях последнего времени неоднократно возникала тема субсидий, предоставляемых Грузии со стороны стран Запада, прежде всего США. Высказывались мнения, согласно которым бюджет и экономика Грузии преимущественно или даже полностью держатся на американских грантах. Так ли это? Вопрос заслуживает внимательного рассмотрения.
Источником данных о грантах и субсидиях, полученных грузинскими властями, выступают Министерство финансов Грузии и МВФ. Следует иметь в виду, что речь идет не о кредитах и инвестициях, а именно о грантах и субсидиях, действительно полученных Грузией, - а не обещанных, объявленных, включенных в бюджеты стран-доноров или даже израсходованных ими; о средствах, полученных грузинским государством, а не частными лицами, неправительственными организациями или коммерческими компаниями.
Таблица 1. Все бюджетные гранты, полученные Грузией в 1995-2008 гг.
Источник: Министерство финансов Грузии, МВФ.
Данные таблицы 1 показывают, что финансовая помощь Грузии со стороны внешнего мира действительно существует. Однако ее фактические размеры не имеют ничего общего с популярными представлениями о тотальной зависимости страны от внешних доноров. Размеры помощи – по любым критериям – вряд ли могут быть названы значительными. Кроме того, в последние годы (за исключением нынешнего года) относительные показатели (в процентах к бюджетным доходам, ВВП, на душу населения) внешней помощи, полученной Грузией, заметно снизились по сравнению с серединой 1990-х годов, когда она превышала четверть бюджетных доходов (как, например, в 1995 г.). Заметный рост помощи в уходящем году также объясним – реакцией международного сообщества на внешнюю агрессию и иностранную интервенцию против Грузии.
Данные о грантах, полученных Грузией от США, ограничены периодом последних 5 лет. США предсказуемо сохранили за собой роль крупнейшего донора Грузии. Абсолютные размеры помощи, предоставляемой Грузии со стороны США, не имеют в последние годы какой-либо очевидной тенденции, а ее относительные размеры – на душу населения – колеблются на уровне около 10 дол. в год.
Таблица 2. Бюджетные гранты и субсидии, полученные Грузией от США в 2004-2008 гг.
Источники: Министерство финансов Грузии, МВФ.
Для сравнения с Грузией полезно взглянуть на размер грантов и субсидий, полученных от внешних доноров югоосетинской администрацией Эдуарда Кокойты (в дальнейшем под названием «Южная Осетия» речь будет идти только о части ее территории, контролировавшейся этой администрацией и, соответственно, о населении, проживающем на этой территории). В отличие от Грузии, получающей внешнюю помощь из многих стран мира, Южная Осетия получает субсидии почти исключительно из России.
Помимо России некоторые грантовые средства Южной Осетии были предоставлены также еще Евросоюзом. В 2006 г. помощь им была обещана в размере 10 млн. евро, хотя доноры смогли собрать лишь 4,7 млн. евро. Данных о масштабах и сроках использования этих средств нет.
Таблица 3. Бюджетные гранты и субсидии, полученные югоосетинской администрацией Кокойты от России в 2005-2008 гг.
Источник: Министерство финансов России, расчеты ИЭА.
Сопоставление размеров бюджетных грантов, полученных грузинскими властями и де-факто югоосетинскими властями, показывает, что субсидии играют несопоставимо более значимую роль не в Грузии, а в той части Южной Осетии, какая находилась под контролем администрации г-на Кокойты. Довольно трудно говорить о существовании какой-либо заметной экономики в Южной Осетии вне и без масштабных российских субсидий.
До наиболее острой фазы росийско-грузинской войны в августе 2008 года внешние гранты и субсидии Грузии составляли 0,6-1,3% ее ВВП, в Южной Осетии они в 2005-2006 годах были близки к размерам ее ВВП, а в 2007-2008 годах – почти вдвое превышали его. В то время как до войны гранты и субсидии на душу населения в Грузии составляли 13-21 дол., в Южной Осетии они выросли с 425 дол. в 2005 г. до более чем 1500 дол. в 2007 г. и более чем 2000 дол. в 2008 г. Разница в величинах внешней помощи на душу населения между Грузией и Южной Осетией в 2007 г. оказывается более чем стократной.
Война способствовала принятию решений о выделении новых средств для восстановления разрушенного на территории воюющих сторон и оказания экономической поддержки. На донорской конференции 22 октября 2008 г. 38 стран и 15 международных организаций заявили о своей готовности оказать финансовое содействие Грузии в размере 4,5 млрд.дол. (из них 2 млрд.дол. – безвозмездная помощь, 2,5 млрд.дол. – кредиты). Помощь Грузии, объявленная 22 октября, является лишь обязательствами доноров по предоставлению средств в течение 3 лет. Фактическое же их предоставление отличается от обещаний, как правило, в меньшую сторону. Не весь объем помощи, объявленной 22 октября, представляет собой новые обязательства стран и организаций-доноров. Например, обязательства Евросоюза на 2008 год в размере 180 млн.дол. являются суммой обязательств, сделанных до войны, в размере 69 млн.дол. и обязательств, принятых после войны, в размере 111 млн.дол.
О готовности оказать помощь Южной Осетии в размере 10 млрд.руб. премьер-министр России В.Путин объявил еще 9 августа 2008 г. во Владикавказе. В дальнейшем эта сумма была увеличена до 12,8 млрд.руб.
Международная помощь, обещанная Грузии, предназначена также и для населения Абхазии и Южной Осетии. Грузинское правительство подтвердило свои обязательства об использовании части помощи на территории этих регионов. В то же время внешняя помощь со стороны России предназначена исключительно для Южной Осетии.
Следует иметь в виду, что помощь, обещанная международными донорами Грузии, должна быть предоставлена в течение трех лет. Помощь, обещанную Россией Южной Осетии, планируется предоставить в течение одного года. Поэтому данные таблицы 4 для Грузии представлены двумя значениями – всего (на три года) и в скобках – в расчете на год.
Таблица 4. Сравнение размеров бюджетной помощи, обещанной Грузии и Южной Осетии со стороны внешних доноров в связи с российско-грузинской войной.
Источник: расчеты Института экономического анализа.
Нетрудно увидеть, что помощь, обещанная Россией Южной Осетии в годовом измерении, близка по своей абсолютной величине помощи, обещанной международным сообществом Грузии (527 и 667 млн. дол. соответственно) при разнице в численности населения в два порядка (46 тыс. и 4.4 млн. чел.). Разница в размерах помощи относительно ВВП составляет почти 150 раз (747 и 5 %), на душу населения – более чем в 80 раз (11386 и 138 дол.).
Обещанная российская помощь в расчете на душу населения Южной Осетии превышает ее душевой ВВП примерно в 11 раз. Эти средства не включают в себя расходы на завершение строительства и оборудование военной базы в Джаве и Цхинвали, оцениваемые в настоящее время примерно в 500-600 млн.дол. С учетом этих расходов общие затраты российского бюджета в Южной Осетии могут составит примерно 2000% югоосетинского ВВП 2008 г., или около 23-25 тыс.дол. на одного жителя этой территории.
Следует заметить, что в таких или же сопоставимых с такими масштабах, как в случае с Южной Осетией, бюджетную помощь не получает ни один регион Российской Федерации. Кроме того, неизвестно ни об одной территории мира, которая получала бы внешнюю помощь в таких же или сопоставимых размерах, как Южная Осетия.
Поскольку уникальность Южной Осетии как реципиента немыслимых в современном мире средств очевидна, возникает естественный вопрос: что именно еще задолго до острой фазы российско-грузинской войны определило, а после войны – подтвердило – эту уникальную ценность Южной Осетии в глазах российского руководства?
Вернуться к списку
|