независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

МАКРОЭКОНОМИКА

Радиостанция «Эхо Москвы»: Разворот, Пятница, 17 Ноября 2006

   С. БУНТМАН – Мы потеряли Милтона Фридмана. Это не пустая фраза. И судя по тому интересу, который проявлялся и проявляется к этой фигуре это действительно выдающийся человек, не просто лауреат Нобелевской премии. И очень важные вещи, которые Фридман как раз определил и открыл в своей сфере деятельности.

   А. ИЛЛАРИОНОВ - Действительно Фридман это выдающийся человек, экономист. Возможно, он входит в число тех самых выдающихся экономистов 20 столетия. Наряду с Фридрихом фон Хайеком и Людвигом фон Мизесом. Пожалуй, именно эти три человека сформировали то, что сегодня называется современной экономикой и то, что сегодня можно понимать, воспринимать как уникальное вложение, вклад экономической науки в современную человеческую цивилизацию. Посмотреть на то, сколько смог сделать Милтон Фридман за свою долгую жизнь, он жил 94 года, конечно, очень трудно. Его вклад, его огромный вклад существует примерно в дюжину направлений экономической науки, и возможно мы об этом немного скажем. Он был уникальным человеком с точки зрения участия в публичной политике, воздействие его идей на современную борьбу идей, на вклад в мировоззрение современного человечества невозможно переоценить, он был, возможно, самым влиятельным экономистом второй половины 20 века. Он оказался удивительным человеком, который написал немало книг, книг, как научных, так и научно-популярных, создал школу и надо прямо сказать, не одну школу. В общем можно много и долго перечислять, что было сделано Милтоном Фридманом, как им самим, так и совместно с его супругой Розой Фридман, которая была вместе с ним 68 лет…

   С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, вы говорили, что более дюжины. Я зацепился за такое определение, сформировал экономику, он из тех людей, которые сформировали экономику. То есть сформировал понимание экономики или саму экономику? В чем Фридман был пионером своей эпохи?

   А. ИЛЛАРИОНОВ - Нет, конечно, мы не будем говорить о том, что он сформировал экономику как науку, но что он действительно сделал, он оказал огромное воздействие на формирование экономического мировоззрения у огромного числа людей, которые не были до этого экономистами и, прежде всего, конечно, это касается многих государственных и политических деятелей. Надо сказать, что именно с именем Фридмана связана настоящая экономическая революция последних 30-40 лет в мире. Экономическая политика президента США Рональда Рейгана, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер связана во многом именно с теми идеями, которые отстаивал Фридман. Главная идея - это свобода. Главная идея это экономическая и политическая свобода для страны, для человека, это индивидуальная свобода человека, потому что создателем всех благ в современном мире, как впрочем, и всегда, является сам человек. Чем более он свободен, тем больше он может сделать. А на идеях Фридмана сформировано огромное направление и научное и политическое и многие реформы, которые происходили в Латинской Америке. В 80-90 годы первой реформой была, конечно, реформа в Чили в 70-х годах, а затем и в Восточной Европе, в Китае, во многих других странах мира связана именно с тем, о чем говорил, что отстаивал Милтон Фридман.

   С. БУНТМАН – В связи с Чили, кстати, для Милтона Фридмана какова была человеческая цена. Когда мы говорим о свободе человеческой и о свободе экономической и политической, Чили связана с выплатой определенной человеческой и политической цены за экономическое развитие. Вот сам Фридман как к этому относился и с чем здесь можно согласится, а с чем нет?

   А. ИЛЛАРИОНОВ - Фридмана немало обвиняли в том, что он оказывал помощь чилийским экономистам в осуществлении реформ во времена диктатуры Пиночета. Милтон действительно был в 1975 году в Чили и встречался с ними, встречался с Пиночетом. Однако когда ему было предложено стать советником Пиночета, он отказался. Он прочитал в Чили в университетах курс лекций о том, как создавать свободную экономику и он говорил по этому поводу очень просто: главная задача чилийцев – создать свободную экономику. И с помощью свободной экономики они создадут свободную политику и свободное общество. Так оно и получилось. Интересно, что тот же самый курс лекций он читал и в восточноевропейских странах. И в Китае во времена коммунистического режима, но кажется, никто не обвиняет Фридмана за то, что он приезжал в Китай и встречался с Чжао Цзыяном, с руководителем Коммунистической партии Китая и также как и Пиночету говорил тому о том, что должно делать китайское правительство для освобождения своего собственного народа. И экономического и политического.

   С. БУНТМАН – Скажем так, как действовали или могут действовать идеи и как общие, так и частные идеи Фридмана в России у нас? Насколько мы им следовали, насколько уклоняемся или уклонялись от них. И насколько это может быть продуктивно в нашем случае?

   А. ИЛЛАРИОНОВ - Вы знаете, тут можно говорить и об идеях и даже о самой жизни. Так получилось, что Фридман вообще тесно связан с Россией. И, по крайней мере, с тем, что было раньше Советским Союзом, его родители происходят из местечка Береговое на нынешней Украине. Тогда была Австро-Венгрия. В конце 19 века они эмигрировали в США. И довольно долгое время работали в торговле. Естественно, будучи эмигрантами. Исходя из нынешнего законодательства, которое предложено, я думаю, что у семьи Фридманов, пусть они эмигрировали бы в сегодняшнюю или завтрашнюю Россию, были бы очень серьезные проблемы, и возможно мир лишился бы одного из величайших экономистов мира. Фридман создал по сути дела новое направление, которое получило название монетаризма. Оно связано с анализом воздействия денег на экономическое развитие, прежде всего экономический цикл. И именно благодаря Фридману основные постулаты монетаризма денежной теории стали просто элементом любого современного учебника экономики, независимо от какой-либо политической направленности или иной направленности его авторов. Хотя в России очень многие по-прежнему используют слово «монетаризм» и «монетарист» как ругательство. Это примерно свидетельствует лишь о том, что не для всех еще в нашей стране, как может быть, в очень небольшом количестве других стран некоторые базовые правила, закономерности стали хорошо известными. Не все еще согласны с тем, что дважды два – четыре. И пытаются найти какой-то другой ответ этому правилу. Фридман проанализировал в своей классической работе, написанной вместе с Анной Шварц «Денежная история США», в частности природу Великой Депрессии США 1929-33 годов. Он был первым, кто продемонстрировал тот факт, что Великая Депрессия была результатом не так называемого свободного капитализма, и выход из этой Депрессии осуществлялся не с помощью умной или мудрой государственной политики. Депрессия показала себя очевидными провалами в экономической политике администрации Гувера и небольшой шок, который был на фондовом рынке в октябре 1929 года, и который возможно бы будущие историки даже не заметили, именно усилиями правительства США был превращен в гигантскую экономическую катастрофу. Сейчас интерпретация Великой Депрессии как экономической катастрофы, вызванной именно действиями властей, является по сути дела консенсусным представлением для подавляющего большинства американских экономистов.

   С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, у нас в связи с таким употреблением слова монетаризм как ругательного, например, наш кризис 1998 года, все говорили: вот это политика по Фридману, вот по Фридману и кризиса мы добились, напоролись на кризис. Как можно в связи с этим охарактеризовать наш экономический провал конца 90-х годов, и насколько правилен, интересен из него выход в 2000-х?

   А. ИЛЛАРИОНОВ - Если говорить о кризисе, то, конечно, он был не только в 1998 году. Практически все 90-е годы с 1990 по 1998 год это сплошной экономический кризис и этот экономический кризис в России, как впрочем, экономический кризис в других странах вызван, конечно, действиями властей. Прежде всего, из-за того, что российские экономические власти, причем здесь участвовали все: и бывшие советские власти в 1990-1991 годах и первые российские правительства и последующие российские правительства, именно они создали тот экономический кризис, который уничтожил более 40% экономического потенциала страны. Кризис, который уничтожил сбережения наших граждан, кризис, который вызвал инфляцию, измерявшуюся в отдельные годы тысячами процентов. Как раз рекомендации Фридмана были и остаются прямо противоположными тому, что у нас делалось. Фридман в течение 50 лет, даже 60 лет своей жизни активно участвовал в пропаганде идей об ограничении государственного вмешательства в экономику. К большому сожалению, российские власти действовали прямо противоположным образом. Вмешиваясь в экономическую жизнь и создавая то, что в самых смелых своих представлениях Милтон Фридман вряд ли мог представить. Инфляция в 2600 процентов, которая была у нас в 1992 году, никоим образом не может быть связана с деятельностью Фридмана или его предложениями. Его знаменитое денежное правило, с которым можно спорить, насколько оно соответствует требованиям той или иной страны, но оно заключается в том, что денежное предложение можно увеличивать не более на 3% в год. Денежное предложение в РФ в 90-е годы усилиями и правительства и Центрального банка увеличилось на тысячи, на сотни процентов. И по-прежнему увеличивается в десятки процентов и в последние годы. Так что то, что у нас происходило и, к большому сожалению, то, что происходит, является прямым доказательством тому, о чем говорил и писал Фридман.

   С. БУНТМАН – Михаил из Москвы на пейджер прислал, и говорит, что надо вспомнить, что роль в формировании мировоззрения Фридмана принадлежит историкам. И называет два имени: Николсон и…

   А. ИЛЛАРИОНОВ - На самом деле в формировании мировоззрения принимали участие многие люди. Но, пожалуй, гораздо большее количество людей - на кого он оказал влияние. Так получилось, что значительную часть своего времени Фридман провел в Чикагском университете, и это было то время, когда сформировалась плеяда выдающихся экономистов, многие из которых стали всемирно известными создателями направлений и школ в экономике. Так получилось, что Чикагский университет как раз к тому времени, когда там работал и преподавал Фридман, подарил по сути дела миру более десятка Нобелевских лауреатов, имя каждого из которых связано с отдельным направлением экономической мысли.

   С. БУНТМАН – И в конце последний вопрос. Вопрос такой. Каждая школа, учение оно ограничено во времени, начинает себя изживать когда-то. Теории Фридмана начинают ли они себя изживать, изжили ли или у них еще потенциал для мира и для нас в частности достаточно большой?

   А. ИЛЛАРИОНОВ - Может быть хорошим примером того, как живут и как действуют идеи Фридмана, является пример Эстонии. Эстония является единственной из постсоветских стран, которая к настоящему времени к 2006 году не только вышла на те объемы производства, которые были в Эстонии до развала Советского Союза и до начала экономического кризиса. Следует вспомнить, что Россия по-прежнему имеет ВВП ниже, чем тот, который мы имели в 1990 году. Эстония превысила эти показатели более чем на 50%. Развивается экономика, растет со скоростью 8-9-10% ежегодно. По своим параметрам Эстония приблизилась и даже выше сейчас среднего по ЕС. Развивается очень быстро, является одной из наиболее конкурентоспособных и экономически свободных стран мира. Во многом успехи Эстонии связаны с тем, что сделал Март Лаар, премьер-министр Эстонии дважды, кстати, тоже уникальное явление в странах с переходной экономикой. В 1992-1994 годах и потом на рубеже 90-х годов еще раз. Так вот Март Лаар, не будучи экономистом, неоднократно говорил: я историк по образованию, и честно говоря, не так много знал, что нужно делать в экономике, но в экономике я прочитал одну книгу: «Свобода выбирать» Розы и Милтона Фридмана. И дальше то, что мы делали в Эстонии, мы делали именно так, как об этом писали и говорили Роза и Милтон Фридман. Только потом мы узнали, что есть много других книг, которых мы не читали и которые не советуют это делать. Но благодаря именно этому, Эстония стала тем экономическим тигром, которому теперь завидует Европа.

   С. БУНТМАН – Спасибо большое. Андрей Илларионов, который в такую рань в США согласился нам рассказать о Милтоне Фридмане. Можно оказывается и экономику делать по книжке. Только книжку надо выбирать правильную.

Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА