независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Медицина: почему у Грузии получилось
Московские новости, 29 апреля 2011 г.

Лариса Буракова, сотрудник Института экономического анализа, о грузинской реформе здравоохранения

   Весной 2006 года министр по координации реформ Каха Бендукидзе навестил свою маму в 9-й больнице Тбилиси. Остается только гадать, что он там увидел, но после этого все его мысли были заняты реформированием системы здравоохранения.

Ситуация

   После распада Советского Союза многое постепенно приходило в негодность. Эта участь постигла и больницы. Порой отсутствовало самое элементарное. В плачевном состоянии находилась не только инфраструктура больниц. Официально здравоохранение в Грузии считалось бесплатным, но ни для кого не было секретом, что без «подарка» доктора не работают. И врачи, и пациенты, и общество, и государство — все осознавали острую необходимость радикальных изменений.

   Чтобы взяться за совершенно новое для себя дело, Бендукидзе летом 2006 года попросил заместителя министра труда, здравоохранения и социальной защиты Нину Морошкину познакомить сотрудников с существующим положением дел и с опытом других стран. Около двух месяцев рабочая группа из двенадцати человек во главе с Бендукидзе вникала в тему, разрабатывала программу реформы, реализация которой началась в сентябре 2006 года.

   Требовалось выяснить реальное положение дел. Была большая проблема с инвентаризацией имущества больниц, со статистикой, которая с советских времен практически не обновлялась. В кабинете Бендукидзе была подготовлена концепция программы «100 новых больниц Грузии», в основе которой —  стремление преобразовать старую госсистему обветшалых больниц в сеть новых частных клиник. Соотнеся потребности населения (из расчета одна койка на 1000 человек), правило расположения больниц в 30-минутной доступности и реальное положение дел, заместитель Бендукидзе Вато Лежава подсчитал: необходимо построить 23 новые больницы в Тбилиси и 77 — в регионах. Так, чтобы общее количество коек, вместе с уже имевшимися на тот момент частными клиниками, составляло 7800.

   Это значительно меньше формально существовавших с советских времен более чем 17 тыс. коек. Концепция была представлена премьер-министру, тот ее одобрил. Даже парламент не выступил против. В январе 2007 года вышло соответствующее постановление правительства.

Новая схема

   В результате возникла следующая концепция. Инвестору предлагалось здание государственной больницы в коммерчески перспективном месте (например, в элитном районе Тбилиси). Деньги от этой трансакции в бюджет не поступали, но инвестор брал на себя обязательство построить в течение максимум 36 месяцев новые больницы в регионах, указанных в контракте. Сумму таких обязательств инвестора определяло минэкономики, исходя из номинальной стоимости продаваемого здания и территорий.

   Затем для проведения закрытого конкурса формировались лоты, в которых указывались места постройки новых больниц и их назначение. Побеждал тот, кто предлагал проект с большим количеством коек, естественно, с учетом всех нормативов. Фактически инвесторам давали однократный капитальный грант для создания бизнеса, если они брали на себя соответствующие обязательства.

   На разработку такой схемы реформаторам пришлось пойти из-за того, что частные инвесторы были не очень заинтересованы входить в отрасль, где издержки велики, а платежеспособный спрос мал. До реформы в Грузии существовали лишь немногочисленные мелкие частные клиники, не предлагавшие широкого спектра медицинских услуг и не делавшие серьезных операций. В основном это были косметические салоны и кабинеты стоматологии.

   Новая концепция не преследовала целей пополнения бюджета; она была направлена на стимулирование частного интереса, который способен оживить всю систему без вливания госсредств.

   Инвестору вменялось в обязанность в течение семи лет сохранять за построенным им зданием больницы соответствующую специализацию. Если по истечении этого срока он захочет перепрофилировать свой бизнес, то минимум за год должен будет предупредить об этом государство. Предполагалось, что пока инвестор не построит новую больницу, он не сможет прекратить деятельность в больнице, которая ему была передана. Можно было сократить численность персонала и провести оптимизацию.

   Впоследствии схема была упрощена. Инвестору предоставлялся выбор при условии внесения банковской гарантии. Минимальная гарантия составляла $15 тыс. за предполагаемую койку. Это было необходимо, чтобы государство имело возможность взимать штраф за несоблюдение оговоренных в контракте сроков строительства. Но если инвестор вносил гарантию в размере $45 тыс. за койку, у него появлялось право распоряжаться полученным имуществом по своему усмотрению. Например, продать здание больницы без обязательства заниматься именно больничным бизнесом, устроить вместо больницы гостиницу или что-то другое.

   При этом инвестор обязан был сохранить весь спектр предоставляемого медобслуживания на другом объекте, находящемся в этом же населенном пункте. Тем самым государство страховало себя от затрат на строительство новой больницы в случае несоблюдения инвестором своих обязательств: $45 тыс. — средняя стоимость одной новой больничной койки. По мере выполнения требований контракта банковская гарантия пропорционально сокращалась.

   Решалась ситуация с арендуемыми небольшими кабинетами в государственных больницах. Врачи, арендующие помещения, получили возможность выкупить их под свои профессиональные нужды по номинальной цене, ниже рыночной. Здание, предназначенное для небольших частных практик, сторонним инвесторам не предлагалось.

   Для развития первичного здравоохранения в рамках реформы были задействованы и сельские поликлиники. В сельской местности проживает 47% населения страны. Правительство выделило гранты по $1200 каждому сельскому врачу на ремонт и модернизацию помещения (как правило, одна комната), обеспечило врачей необходимым оборудованием. В 2009 году в этой акции приняли участие 800 врачей.

   Урегулирован вопрос собственности небольших амбулаторий в районных центрах. Когда инвесторы, приобретающие больницы, введут в действие новостройки, они должны будут согласно контракту бесплатно передать эти амбулатории в собственность врачам. В региональных больницах оговорен статус экстренной помощи («03»). Было решено, что в регионах новый хозяин больницы должен безвозмездно выделять помещение или приобретать для службы «03» отдельное здание. При этом инвестор не содержит службу экстренной помощи, не приобретает оборудование, а лишь предоставляет пустое помещение.

Результат

   Такое жесткое регулирование государство осуществляет только в рамках реформы уже существующих объектов. Если частный инвестор захочет купить землю, здание или построить больницу с нуля, то количество коек, профиль лечебного учреждения, наличие или отсутствие скорой помощи определяется лишь желанием и возможностями самого инвестора. В госсобственности осталось всего пять крупных больниц (общей вместимостью около тысячи коек).

   Передача больниц в частные руки началась в феврале 2007 года. Предполагалось, что в конце 2010 года реформа больничного сектора уже завершится, будут построены 100 новых лечебных учреждений, которыми будут управлять 15 частных корпораций.

   Коррективы в реализации реформ внес политический кризис, а затем российско-грузинская война и мировой финансовый кризис. Банки приостановили кредитование, цены на недвижимость существенно упали, перспективы стали неясными, и большинство инвесторов были вынуждены выйти из проекта, не имея возможности выполнять взятые обязательства.

   Первоначальный список инвесторов состоял из 12 грузинских и международных компаний. В 2009 году в проекте из них осталось только две. На них приходилось 24% плана строительства и 28% общего количества старых больниц, участвующих в реформе.

   В 2010 году реализация реформы пошла по другому пути. В программу вошли девять страховых компаний, которые занимаются страхованием малоимущих. Теперь уже они ведут строительство больниц в регионах — всего 46 лечебных учреждений на 1100 мест. Более десятка частных больниц было построено вне рамок этой программы. Планируется, что в течение нескольких лет большая часть больниц, еще остающихся в собственности государства, будет приватизирована, правда, не в той форме, в которой это предполагалось проектом «100 новых больниц».

Фрагмент из книги «Почему у Грузии получилось», вышедшей на днях в издательстве «Альпина Бизнес Букс»


Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА