независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

СИЛОВАЯ МОДЕЛЬ

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Заявление для средств массовой информации Советника Президента России А.Н.Илларионова.

Москва, 23 июня 2005 г.


   23 июня 2005 г. на заседании российского правительства министр экономического развития и торговля Г.О.Греф в очередной раз заявил, что удвоение ВВП к 2010 г. нереально.

   Данное заявление свидетельствует о том, что Г.О.Греф в очередной раз отказывается от исполнения поручения Президента России, дважды поставленного В.В.Путиным в посланиях Федеральному собранию (в 2003 и 2004 годах). «Мы вполне способны за десять лет увеличить наш экономический потенциал в два раза, как говорили еще в прошлом году... При сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за десять лет, а уже к 2010 году (Аплодисменты.) Члены Правительства тоже аплодируют, значит, они с этим согласны» (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2004, с. 21-22).

   Задача ускоренного экономического роста - начиная со статьи «Россия на рубеже тысячелетий» («Независимая газета», 30 декабря 1999 г.) - неоднократно называлась Президентом России в качестве первоочередной экономической задачи, в качестве базы для решения других национальных задач, в том числе и радикального сокращения бедности. Эта задача была подтверждена и на недавних (май 2005 г.) совещаниях Президента России в Уральском федеральном округе и с руководством Совета Федерации России. Отказываясь от исполнения поручения Президента России Г.О.Греф нарушает базовые принципы исполнительской дисциплины государственного служащего.

   Кроме того, Г.О.Грефом сделаны заявления, не соответствующие действительности.

   «На сегодня темпы экономического роста ниже, чем нужны для удвоения ВВП». Это неправда. В течение 5 лет подряд - с 1999 г. по 2004 г. - среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения составили 7,4%. Такие темпы экономического роста выше необходимых для удвоения душевого ВВП и душевого потребления в стране в течение 10 лет. В последние два года - в 2003-2004 гг. - темпы прироста ВВП на душу населения повысились до 7,8% в год, а темпы прироста ВВП - до 7,25% в год. Иными словами, такие темпы экономического роста не только обеспечивают удвоение ВВП и ВВП на душу населения в течение десятилетия, но и даже в более короткие сроки.

   «Важны не только темпы прироста ВВП, но и их качество... Если мы будем расти только на нефти и газе, то экономическая система не будет обеспечивать диверсификацию экономики...». Это

демонстрация экономической некомпетентности. Термин «качество» неприменим к количественным понятиям «темпы» и «рост». Главный, если не единственный параметр понятия «экономический рост» - его скорость (темпы). Экономический рост измеряется скоростью увеличения создаваемой добавленной стоимости, измеряемой в денежных единицах, а не скоростью прироста производства физических объемов нефти, газа, автомобилей или иных товаров и услуг. Поэтому любые рассуждения о качестве роста, подразумевающие различия в структуре прироста производства физических ресурсов, по меньшей мере нелепы. Если большие объемы добавленной стоимости могут быть произведены в сырьевых отраслях, то отказ от их производства является экономическим преступлением против собственного народа.

   «В три года надо провести такие реформы, которые обеспечат высокие темпы роста в 2009-2010 годах и далее». Высокие темпы экономического роста обеспечиваются не за счет «реформ, требующих огромных затрат» и разрушающих экономику, а за счет проведения ответственной экономической политики, высвобождающей свободу. Энергию, инициативу и творчество людей. Действия МЭРТа в последние годы отдают дань созданию равных условий для бизнеса лишь на словах. На деле - это воплощение откровенного интервенционизма:
• разрушительная реформа электроэнергетики, нацеленная на создание в стране электрической супермонополии,
• установление завышенных тарифов на продукцию инфраструктурных монополий, изымающих из карманов соотечественников миллиарды долларов,
• поддержка запрета на экспорт российского зерна,
• создание системы так называемых зерновых интервенций, за которую российские потребители уже заплатили не одну сотню миллионов долларов торговым посредникам и чиновникам,
• введение импортных квот на мясо,
• протекционизм в отношении российского автопрома,
• политика по повышению реального курса рубля, повышающая издержки для российских производителей и снижающая их конкурентоспособность на российском и внешних рынках,
• разрушение стабилизационного фонда - этого ключевого элемента макроэкономической стабильности в современной российской экономике и самого условия продолжения экономического роста в условиях «голландской болезни» - для создания фонда государственных инвестиций, распоряжение средствами которого отдается МЭРТу,
• лоббирование ратификации разрушительного Киотского протокола, обрекающего российскую экономику на стагнацию и устанавливающего для России впервые за ее тысячелетнюю историю юридические ограничения для экономического роста,
• создание особых экономических зон - эксклюзивных условий для избранных,
• поддержка запрета на участие иностранных компаний в тендерах на разработку природных ресурсов,
• дифференциация налога на добычу полезных ископаемых,
• увеличение налогообложения нефтяной отрасли.

   С такой политикой, проводимой МЭРТом, высокие темпы экономического роста России действительно нереальны.

   Однако удвоение ВВП в течение 10 лет независимо от внешнеэкономической конъюнктуры возможно. Но только в одном-единственном случае - при проведении последовательной либеральной политики. Иными словами, при ликвидации монополий, устанавливаемых государством монопольных тарифов, на деле рыночном реформировании электроэнергетики, при отказе от лоббизма, квот, товарных интервенций, киотизма, эксклюзивных прав, специальных зон, дифференциации налогов, распределения МЭРТом государственных инвестиций - то есть при соблюдении не показного, а настоящего равенства условий ведения бизнеса в стране. Но такая политика означала бы отказ от собственных бюрократических интересов и собственной ведомственной власти. Поэтому торпедирование политики удвоения ВВП и постоянные нападки на саму эту идею показывают, что министр хорошо понимает, о чем идет речь, и в чем состоит его настоящая позиция. С точки зрения его собственных интересов для того, чтобы можно было комфортно проводить интервенционистскую политику, идея удвоения ВВП должна быть похоронена.

   В современной России идея удвоения ВВП за десятилетие - это своего рода лакмусовая бумажка. Это тест на ответственность, патриотизм и компетентность одновременно. Отказ от идеи удвоения - это идеологическое обеспечение проведения интервенционистской и лоббистской политики. Идея удвоения ВВП и удвоения уровня жизни в стране за десятилетие - это обоснование проведения либеральной экономической политики ради интересов подавляющего большинства российских граждан.

Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА